Подготовка мотоцикла к сезону после зимы
Зима и ранняя весна для владельцев мотоциклов – время, когда есть возможность заняться правильной и всеобъемлющей подготовкой к предстоящему мотосезону. Это позволяет открыть сезон, вовремя не пропуская ни единого дня и особенно касается тех мотоциклов, которым не уделили внимания осенью, то есть не законсервировали.
Прежде чем приступать к подготовке мотоцикла к сезону после зимы, необходимо определить план работ. Как в любой работе важна последовательность.
Для упрощения процедуры лучше составить чек - лист, в котором можно делать необходимые пометки. (Данные для него лучше взять из инструкции по эксплуатации конкретного мотоцикла).
1. Начнем с визуального осмотра мотоцикла.
а) Осматриваем мотоцикл и поверхность под ним на наличие пятен и подтеков технических жидкостей. В случае обнаружения таковых пытаемся выяснить природу их появления и делаем соответствующую пометку в чек-листе.
б) Пристальное внимание, уделяем осмотру перьев вилки и состоянию амортизаторов задней подвески. Необходимо убедиться в состоянии сальников и уплотнений - они должны быть без трещин и эластичными. Никаких подтеков быть не должно. Результаты осмотра мотоцикла вносим в чек-лист.
в) Осматриваем состояние крепежа, различных резьбовых соединений и пистонов. Отсутствие, вносим в чек-лист с указанием места, где таковой отсутствует.
2. Тормоза мотоцикла
а) Проверяем уровень и качество тормозной жидкости.
Уровень жидкости должен соответствовать указаниям из сервисной книжки. Если уровень не соответствует ставим пометку в чек-листе. Она нам еще понадобиться. Качество жидкости оценивается по двум параметрам:
1) Параметр первый – визуальный – цвет жидкости. Жидкость должна быть прозрачной и светлой, отклонение от нормы, сигнал к ее замене. Мутная подлежит замене, светлая и прозрачная - оставляем.
2) Второй параметр - это количество влаги в жидкости. И здесь необходимо воспользоваться специальным прибором, тестером для тормозной жидкости, он и подскажет, какой процент влаги присутствует в жидкости. Критичным является показатель 3%. Полученные данные заносим в чек-лист.
Проверяем состояние тормозных шлангов, они должны быть без повреждений и трещин.
3. Электрика мотоцикла
а) Проверяем состояние аккумулятора. Необходимо проверить уровень электролита, если позволяет конструкция замерить его плотность.
Оптимальной плотностью электролита принято считать диапазон — от 1.25-1.29 г/см3, но не на всех мотоаккумуляторах возможно взять пробу электролита. Поэтому можно воспользоваться нагрузочной вилкой или мультиметром и проверить уровень заряда. Если все показатели в норме, устанавливаем аккумулятор на мотоцикл, если нет, заряжаем или меняем.
б) После установки аккумулятора, не запуская двигатель, проверяем исправность электроприборов мотоцикла. Фары, поворотники, стоп сигнал, сигнал, работу приборной доски. Делаем соответствующие отметки.
в) Убедившись в наличии и правильном уровне масла, заводим мотоцикл, даем ему прогреться до рабочей температуры. Попутно проверяем уровень заряда тем же мультиметром. Нормально, если напряжение на аккумуляторе при работающем двигателе и фаре составит не менее 13 вольт.
(если мотоцикл оснащен жидкостной системой охлаждения необходимо убедиться в рабочем состоянии вентилятора охлаждения, дождаться его срабатывания).
4. Двигатель мотоцикла
а) На заведенном двигателе проверяем его работу. Двигатель мотоцикла должен работать ровно без посторонних звуков, и адекватно откликаться на ручку газа. Останавливаем двигатель, по прошествии 7-10 минут проверяем уровень мото масла и антифриза.
Если масло осенью, перед постановкой мотоцикла на стоянку не было заменено, то меняем его, и обязательно с промывкой. Дело в том, что продукты износа (их особенно много от работы сцепления и КПП) скапливаются внизу масляной ванны, образуя слой шлама. Их сначала нужно размягчить промывкой, чтобы все, вместе со старым маслом полностью слилось из двигателя и не забило масляный фильтр. Выбор правильного мотомасла необходимо основывать на инструкции по эксплуатации или по каталогу. Промывка нужна именно мотоциклетная, совместимая с клеевыми материалами сцепления и изоляцией обмотки генератора, который на мотоцикле тоже в масляной ванне. Промывка и замена масла делается только на прогретом двигателе.
б) Переходим к осмотру и проверке состояния колес мотоцикла. Проверяем давление в шинах, для этого воспользуемся манометром. Осматриваем шины, состояние протектора на износ и присутствие посторонних предметов и порезов. Попутно осматриваем состояние тормозных дисков и тормозных колодок. Все выявленные дефекты вносим в чек-лист.
Уровень масла.
Уровень антифриза.
5. Силовая передача
а) Осматриваем силовую передачу с двигателя на колесо.
В зависимости от типа привода проводим следующие действия.
1) Цепь: осматриваем ее внешнее состояние и качество смазки цепи.Цепь не должна провисать и быть перетянута, цепь не должна быть сухой. Осматриваем звездочки на предмет износа. Не забываем проверить состояние слайдера цепи. Если смазка цепи своевременно не производилась, то необходимо очистить цепь мотоцикла и смазать.
2) Кардан: проводим визуальный осмотр, на наличие подтеков, проверяем уровень трансмиссионного мотомасла. Проверяем состояние муфты карданного вала, она должна быть без признаков износа и трещин. Проводим проверку крестовин, люфтов не должно быть!
3) Приводной ремень: проверяем его состояние на наличие трещин и состояние зубцов, обязательно необходимо проверить его натяжение и «соосность» установки. Для проверки натяжения необходим специальный прибор.
Цепь.
Кардан.
Приводной ремень.
Проверка закончена, делаем выводы и приступаем к устранению дефектов!
Техническое обслуживание
Споров по поводу, стоит ли делать техническое обслуживание перед сезоном много.
Кто-то говорит, что если правильно подготовил мотоцикл к зимнему хранению, то достаточно его расконсервировать и можно выкатывать. Кто-то вообще не заморачивается и вообще никак не готовится. Но если все делать правильно, то лучше ТО провести, благо это не так сложно и не требует огромных затрат. Тем самым, можно избежать обидных поломок и дополнительных затрат на ремонт. Для технического обслуживания необходимо приобрести расходные материалы и технические жидкости. И не забыть набор инструментов.
Обращаем свой взор к чек-листу!
Отметка о появлении подтеков указывает на то, что необходимо выяснить и устранить причину. Иногда бывает, что достаточно подтянуть болты крепления крышек. Но в случае, если течет вилка, рекомендуется заменить сальники и сменить масло в вилке. Вилка мотоцикла важный элемент конструкции, от ее работоспособности напрямую зависит безопасность владельца. Масло в вилке желательно заменить. Масло в вилку для мотоцикла также можно выбрать из ассортимента компании LIQUI MOLY. Перечень продукции включает себя следующие вязкости:
Синтетическое масло для вилок и амортизаторов Motorbike Fork Oil Light 5W;
Синтетическое масло для вилок и амортизаторов Motorbike Fork Oil Medium/Light 7,5W;
Синтетическое масло для вилок и амортизаторов Motorbike Fork Oil Medium 10W;
Синтетическое масло для вилок и амортизаторов Motorbike Fork Oil Heavy 15W.
Подбор масла для вилки рекомендуется осуществлять в соответствии с инструкции производителя мотоцикла.
В случае если необходимо подтянуть крепеж на мотоцикле, рекомендуется использовать специальные резьбовые герметики. Прекрасно зарекомендовали себя герметики производства компании LIQUI MOLY. В ассортименте продукции присутствует два вида герметика. LIQUI MOLY Schrauben-Sicherung mittelfest — Средство для фиксации винтов (средней фиксации) и LIQUI MOLY Schrauben-Sicherung hochfest — Средство для фиксации винтов (сильной фиксации). В зависимости от поставленной задачи применяется необходимый продукт. Применение герметика позволяет избегать неприятных ситуаций с потерянными деталями крепежа.
Переходим к главному - замене масла в двигателе. Самое интересное в этом процессе - это выбрать «правильное» ак. К сожалению, это не всегда просто, как кажется на первый взгляд. Выбор иногда осуществляется на основании рекомендаций знакомых, мнениях «экспертов», информации с форумов и рекламы. Есть золоте правило выбора правильного масла для мотоцикла. Исходить при выборе необходимо из рекомендации производителя мотоцикла и делать поправку на условия эксплуатации. Выбирать мотомасло исходя только из вязкости не совсем правильно, следует обратить внимание на спецификации и базовой основы.
Компания LIQUI MOLY создавая линейку продукции для мототехники, основываясь на многолетнем опыте, выпустила на рынок самую широкую линейку масел для мотоциклов. Технологи компании, создавая линейку, старались максимально удовлетворить потребности современного рынка мотомасел. Не забывая при этом и о классике. На сегодняшний день, ассортимент продукции покрывает 99% рынка требований мототехники. В ассортименте представлены Масла для спортбайков, дорожников, эндуро, классики и скутеров. Не забыли и любителей зимней техники. Ассортимент и особенности моторных масел достоин отдельного повествования.
Замена мото тормозной жидкости осуществляется по результатам чек-листа. Выбор тормозной жидкости для мотоцикла осуществляется только на основании инструкции. Не рекомендуется экспериментировать. Это основа безопасности. На сегодняшний день есть несколько видов тормозной жидкости для мотоциклов. Многие производители указывают минимальные требования, например DOT 3. Эту жидкость можно и нужно заменить на более современную DOT 4, а в случае спортивного стиля езды – на DOT 5.1. Если же производитель предъявляет специальные требования (например, последние поколения BMW требуют DOT 4 6 класса, а Honda требует DOT 5.1), то следует точно исполнять рекомендации.
Проведя ТО, можно уже не беспокоиться об открытии сезона. Байк подготовлен, и осталось только дождаться теплых дней! А все усилия, приложенные сейчас, с лихвой вернутся в сезон в виде удовольствия от вождения!